Воскресенье, 19.05.2024, 05:39
Приветствую Вас Гость

Персональный сайт Александра Ткаченко

Главная » Статьи » Мои статьи

Состояние здоровья подростков в современных условиях

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие и подростки 90-х годов 20 века будут определять уровень благосостояния страны, ее экономичес­кий, научный и культурный потенциал.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста определяют высокую чувствительность растущего организма к ком­плексу неблагоприятных социальных, экологических факторов, нарушений гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов поведения. Именно на этом этапе разви­тия наиболее высок риск реализации наследственно обусловленной предрасположенности к нарушениям здоровья.

На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды (в том числе профессионально-производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональ­ном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимы и условия обучения в образовательных учреждениях), а также отсут­ствие психологических установок на здоровый образ жизни.

В настоящее время при оценке состояния здоровья детей школь­ного возраста и подростков используются показатели заболеваемости и параметры физического развития. Последние являются достаточно объективным критерием выраженного негативного влияния условий среды, нарушений санитарных и гигиенических нормативов и регла­ментов, недостаточной эффективности системы медицинского обслу­живания и других негативных средовых факторов.

Для принятия адекватных организационных решений и выбора приоритетов в профилактической и лечебно-оздоровительной работе необходима комплексная оценка состояния здоровья детей и подрост­ков. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков как млад­шего (10-14 лет), так и старшего (15-18 лет) возраста не превышает 2-9%: оно уменьшалось с каждым годом, и за последнее десятиле­тие эта тенденция приобрела достаточно устойчивый характер. Во многом это обусловлено интенсивным ростом функциональных нарушений и хронических болезней в подростковом возрасте.

Большую роль в происхождении функциональных расстройств играют нервно-эмоциональные факторы.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют 24-36%, а с хроничес­кими заболеваниями - 55,4-73,4%. Полученные данные значительно варьируют, что связано с проведением выборочных исследований общего и профессионального образования). Несмотря на имеющиеся различия, число здоровых подростков крайне уменьшилось, и за по­следнее десятилетие это снижение стало устойчивым. Количество здоровых подростков и подростков, имеющих функциональные на­рушения, снизилось на 6-16%, соответственно возросло число лиц с хроническими болезнями различной степени тяжести. Сопоставле­ние результатов медицинских обследований 7-летних детей (1987 г.) и 17-летних подростков - выпускников школ (1997 г.) поз­воляет получить представление о динамике состояния здоровья в процессе школьного обучения. К старшему подростковому возрас­ту на 14,3% увеличивается число лиц с хроническими заболевани­ями. Увеличение частоты хронических болезней (59,1%) опережа­ет рост функциональных расстройств (30,9%). Это свидетельству­ет о том, что у детей и подростков на возрастном отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных форм патологии. Кроме того, высокая распространенность функцио­нальных нарушений в старшем подростковом возрасте является предпосылкой для развития расстройств здоровья в более старшие возрастные периоды.

По данным медицинских осмотров школьников, среди детей, вступающих в подростковый период, и подростков старшего возра­ста за последнее десятилетие произошел заметный рост частоты нарушений соматического' здоровья. В старшей возрастной группе распространенность как функциональных нарушений, так и хрони­ческих болезней возросла в одинаковой степени (на 19%). Среди подростков младшего возраста тенденция к увеличению этих рас­стройств оказалась более выраженной: количество функциональ­ных нарушений выросло на 61,6%, хронической патологии - на 53,5%, и в настоящее время она в 1,5 раза выше, чем среди 17-лет­них подростков. Распространенность хронических болезней также имеет тенденцию к опережающему росту. Это свидетельствует о крайне неблагоприятном прогнозе состояния соматического здоро­вья подростков через 5-6 лет.

При анализе структуры выявляемых нарушений (Табл. 1) очевидно, что за прошедшее десятилетие в структуре расстройств соматичес­кого здоровья подростков произошли существенные сдвиги.

Рост распространенности функциональных нарушений и хро­нических болезней произошел преимущественно за счет увели­чения частоты поражений сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, позвоночника, ЛОР-органов, эндокринных, обменных и аллергических нарушений. В целом, их распростра­ненность резко возросла и изменилась структура патологии у подростков.

Структура заболеваемости подростков 15—18 лет

(% от числа опрошенных)

(по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Научного центра здоровья детей РАМН)

Группа болезней

 

Год обследования и доля в структуре

 

1987

 

1997

 

Сердечно-сосудистой системы

 

10,3

 

17,8

 

Органов пищеварения

 

6,6

 

12,5

 

Позвоночника

 

4,3

 

15,7

 

ЛОР-органов

 

6,7

 

10,5

 

Почек и мочевыводящих путей

 

0,5

 

1,2

 

Эндокринные и обменные

 

2,4

 

7,3

 

Аллергические

 

0,9

 

3,4

 

Органов зрения

 

21,6

 

13,9

 

 

Согласно официальным статистическим данным, 70% детей подросткового возраста (10-18 лет) являются учащимися учреж­дений общего образования. В связи с этим проведен более по­дробный анализ отдельных показателей, характеризующих уро­вень соматического здоровья подростков, обучающихся в этих учреждениях.

В последние годы система общего образования претерпела значи­тельные изменения. Появились различные виды общеобразователь­ных учреждений, в связи с чем возникла необходимость анализа состояния здоровья подростков, обучающихся в общеобразователь­ных учреждениях различных видов.

Проявление негативных тенденций в состоянии здоровья во мно­гом зависит от образовательного учреждения, в котором обучается ребенок. За период с 1987 г. распространенность функциональных расстройств возрастала гораздо более интенсивно среди подрост­ков, обучающихся в школах нового вида (почти на 50%), чем среди учащихся массовых школ с традиционным образованием (рост ча­стоты составил 6,5%). При этом следует отметить, что среди уча­щихся массовых школ увеличение частоты этих расстройств было практически одинаковым среди юношей (на 5,6%) и среди девушек (на 7,3%). В то же время среди учащихся школ нового вида рост функциональных нарушений в группе юношей (56,7%) значитель­но опережает показатели девушек (36,7%).

Увеличение распространенности хронической патологии за послед­ние 10 лет происходило в основном за счет роста частоты болезней среди юношей. Этот показатель среди юношей - учащихся школ нового вида более выражен (73,8%), чем среди девушек (57,2%). В то же время частота хронической патологии в группе девушек, обучающихся в массовых школах, несколько снизилась (на 5,6%).

За десятилетний период наиболее заметно возрос уровень болез­ней органов системы пищеварения, нервной системы, ЛОР-органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, аллергозов.

Репродуктивное здоровье. Репродуктивные возможности чело­века являются одним из критериев его здоровья. Формирование, становление репродуктивной функции и, в конечном итоге, репро­дуктивного здоровья преимущественно зависит от наличия или отсутствия хронических болезней, нарушений физического развития, внешнесредовых и биологических факторов риска и, в наибольшей степени, от процессов формирования менструальной функции, а также гинекологических заболеваний, имеющихся у подростков.

В настоящее время в России гинекологические болезни среди девушек подросткового возраста встречаются у каждой пятой. Структура расстройств репродуктивного здоровья преимущественно представлена отклонениями полового развития (1'5-20%), наруше­ниями менструальной функции (35-40%), воспалительными заболе­ваниями придатков матки (15-25%).

За последнее десятилетие сроки начала менструаций несколько сместились в сторону более старшего возраста. У большинства девушек (35%) их начало отмечается не ранее чем в 13 лет. Анализ степени полового созревания и соответствия его возрастным нор­мам показал, что более чем у 30% девушек 13-14-летнего возраста,  намечается несоответствие (снижение) степени полового созревания возрасту (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подро­стков Научного центра здоровья детей РАМН, 1996-1998 гг.);

В возрасте 15 лет распространенность гинекологических рас­стройств и болезней составляет 77,6 на 1000 обследованных соот­ветствующего возраста, наиболее часто встречаются нарушения менструального цикла (76,1 на 1000 обследованных соответствую­щего возраста), и они занимают ведущее место (98%) в структуре болезней женской половой сферы. В этом возрасте достаточно редко диагностируются хронические болезни.

У 17-летних девушек распространенность функциональных нару­шений и хронических болезней несколько возрастает (82,5 на 1000 обследованных). До 35% увеличивается частота хронических болез­ней, а функциональные расстройства представлены более тяжелыми, чем в младшем возрасте, формами.

Все это свидетельствует о снижении уровня репродуктивного здоровья у девушек подросткового возраста и предопределяет не толь­ко уменьшение репродуктивного потенциала общества в ближайшие годы, но и вероятное снижение качества здоровья будущих поколе­ний, если не повысить эффективность профилактической работы.

Физическое развитие. Изучение основных показателей физиче­ского развития у подростков за последнее десятилетие выявило определенные тенденции изменения этого важнейшего параметра состояния здоровья индивидуума.

Средние показатели массы тела у подростков за период с 1987 по 1997 г. снизились как у юношей (на 2,0-2,7 кг), так и у девушек (на 2,5-3,5 кг). За этот же период значения длины тела (роста) также претерпели определенные изменения. Они стали несколько ниже, чем у подростков-сверстников в 1987 г. (на 1,5 см - у юношей и на 0,5 см - у девушек). Окружность грудной клетки - третий важней­ший показатель физического развития. Он также уменьшился за десятилетний период - у юношей на 8,5 см, у девушек на 4,5 см.

За последние 10 лет среди подростков обоего пола произошло значительное увеличение числа лиц астенического (ослабленного) телосложения (среди юношей на 4-5%, среди девушек на 20-22%) при значительном уменьшении числа юношей гиперстенического телосложения (на 8%) и девушек нормостенического телосложения (на 15%).

Таким образом, в настоящее время можно констатировать форми­рование устойчивых негативных тенденций динамики состояния здоровья современных подростков-школьников. Растет заболеваемомость группы. Учебные факторы, в частности значительные нагрузки, вносят большой отрицательный вклад в формирование расстройств здоровья и развития у подростков, что в значительной мере способ­ствует развитию нарушений социальной адаптации и интеграции на подростковом, молодежном и последующих этапах развития.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: barentsevo (13.07.2013)
Просмотров: 1583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Александр Ткаченко
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [1]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0