Неблагоприятные
демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением
состояния здоровья детей и подростков. Серьезность этой ситуации
трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие и подростки 90-х годов
20 века будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный
и культурный потенциал.
Анатомо-физиологические
особенности подросткового возраста определяют высокую чувствительность растущего
организма к комплексу неблагоприятных социальных, экологических
факторов, нарушений гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных
стереотипов поведения. Именно на этом этапе развития наиболее
высок риск реализации наследственно обусловленной предрасположенности к
нарушениям здоровья.
На
формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное
влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды (в том числе
профессионально-производственные факторы при трудовой деятельности и
профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимы и условия
обучения в образовательных учреждениях), а также отсутствие
психологических установок на здоровый образ жизни.
В настоящее
время при оценке состояния здоровья детей школьного возраста и подростков
используются показатели заболеваемости и параметры физического развития.
Последние являются достаточно объективным критерием выраженного негативного
влияния условий среды, нарушений санитарных и гигиенических нормативов и
регламентов, недостаточной эффективности системы медицинского обслуживания и
других негативных средовых факторов.
Для принятия
адекватных организационных решений и выбора приоритетов в профилактической и
лечебно-оздоровительной работе необходима комплексная оценка состояния
здоровья детей и подростков. Анализ результатов медицинских осмотров
свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков
как младшего (10-14 лет), так и старшего (15-18 лет) возраста не превышает 2-9%:
оно уменьшалось с каждым годом, и за последнее десятилетие эта
тенденция приобрела достаточно устойчивый характер. Во многом
это обусловлено интенсивным ростом функциональных нарушений и
хронических болезней в подростковом возрасте.
Большую роль
в происхождении функциональных расстройств играют нервно-эмоциональные факторы.
По данным
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного
центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными
отклонениями составляют 24-36%, а с хроническими заболеваниями - 55,4-73,4%.
Полученные данные значительно варьируют, что связано с проведением
выборочных исследований общего и профессионального образования).
Несмотря на имеющиеся различия, число здоровых подростков крайне уменьшилось, и
за последнее десятилетие это снижение стало устойчивым. Количество здоровых
подростков и подростков, имеющих функциональные нарушения,
снизилось на 6-16%, соответственно возросло число лиц с хроническими болезнями
различной степени тяжести. Сопоставление результатов медицинских
обследований 7-летних детей (1987 г.) и 17-летних подростков -
выпускников школ (1997 г.) позволяет получить представление о динамике
состояния здоровья в процессе школьного обучения. К старшему подростковому
возрасту на 14,3% увеличивается число лиц с хроническими заболеваниями.
Увеличение частоты хронических болезней (59,1%) опережает рост функциональных
расстройств (30,9%). Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на
возрастном отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных
форм патологии. Кроме того, высокая распространенность функциональных
нарушений в старшем подростковом возрасте является предпосылкой
для развития расстройств здоровья в более старшие возрастные
периоды.
По данным
медицинских осмотров школьников, среди детей, вступающих в подростковый период, и
подростков старшего возраста за последнее десятилетие произошел
заметный рост частоты нарушений соматического' здоровья. В старшей возрастной
группе распространенность как функциональных нарушений, так и хронических
болезней возросла в одинаковой степени (на 19%). Среди подростков
младшего возраста тенденция к увеличению этих расстройств
оказалась более выраженной: количество функциональных
нарушений выросло на 61,6%, хронической патологии - на 53,5%, и в
настоящее время она в 1,5 раза выше, чем среди 17-летних
подростков. Распространенность хронических болезней также имеет
тенденцию к опережающему росту. Это свидетельствует о крайне
неблагоприятном прогнозе состояния соматического здоровья
подростков через 5-6 лет.
При
анализе структуры выявляемых нарушений (Табл. 1) очевидно, что за
прошедшее десятилетие в структуре расстройств соматического здоровья
подростков произошли существенные сдвиги.
Рост
распространенности функциональных нарушений и хронических
болезней произошел преимущественно за счет увеличения частоты поражений
сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, позвоночника, ЛОР-органов,
эндокринных, обменных и аллергических нарушений. В целом, их
распространенность резко возросла и изменилась структура патологии
у
подростков.
Структура заболеваемости подростков 15—18 лет
(% от числа опрошенных)
(по данным
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного
центра здоровья детей РАМН)
Группа болезней
|
Год
обследования и доля в
структуре
|
1987
|
1997
|
Сердечно-сосудистой системы
|
10,3
|
17,8
|
Органов пищеварения
|
6,6
|
12,5
|
Позвоночника
|
4,3
|
15,7
|
ЛОР-органов
|
6,7
|
10,5
|
Почек и мочевыводящих путей
|
0,5
|
1,2
|
Эндокринные и обменные
|
2,4
|
7,3
|
Аллергические
|
0,9
|
3,4
|
Органов зрения
|
21,6
|
13,9
|
Согласно
официальным статистическим данным, 70% детей подросткового возраста (10-18 лет)
являются учащимися учреждений общего образования. В связи с этим
проведен более подробный анализ отдельных показателей, характеризующих уровень
соматического здоровья подростков, обучающихся в этих учреждениях.
В последние
годы система общего образования претерпела значительные изменения. Появились
различные виды общеобразовательных учреждений, в связи с чем возникла
необходимость анализа состояния здоровья подростков, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях различных видов.
Проявление
негативных тенденций в состоянии здоровья во многом зависит от образовательного
учреждения, в котором обучается ребенок. За период с 1987 г. распространенность
функциональных расстройств возрастала гораздо более интенсивно среди
подростков, обучающихся в школах нового вида (почти на 50%), чем среди учащихся
массовых школ с традиционным образованием (рост частоты
составил 6,5%). При этом следует отметить, что среди учащихся
массовых школ увеличение частоты этих расстройств было практически
одинаковым среди юношей (на 5,6%) и среди девушек (на 7,3%).
В то же время среди учащихся школ нового вида рост функциональных
нарушений в группе юношей (56,7%) значительно опережает показатели девушек
(36,7%).
Увеличение
распространенности хронической патологии за последние 10 лет
происходило в основном за счет роста частоты болезней среди
юношей. Этот показатель среди юношей - учащихся школ нового вида более выражен (73,8%),
чем среди девушек (57,2%). В то же время частота хронической патологии в
группе девушек, обучающихся в массовых школах, несколько снизилась (на
5,6%).
За
десятилетний период наиболее заметно возрос уровень болезней органов системы
пищеварения, нервной системы, ЛОР-органов, опорно-двигательного аппарата,
эндокринной системы, аллергозов.
Репродуктивное
здоровье. Репродуктивные возможности человека
являются одним из критериев его здоровья. Формирование, становление
репродуктивной функции и, в конечном итоге, репродуктивного
здоровья преимущественно зависит от наличия или отсутствия хронических болезней,
нарушений физического развития, внешнесредовых и биологических факторов риска
и, в наибольшей степени, от процессов формирования менструальной функции,
а
также гинекологических заболеваний, имеющихся у подростков.
В настоящее
время в России гинекологические болезни среди девушек подросткового возраста
встречаются у каждой пятой. Структура расстройств репродуктивного
здоровья преимущественно представлена отклонениями полового развития
(1'5-20%), нарушениями менструальной функции (35-40%), воспалительными
заболеваниями придатков матки (15-25%).
За последнее
десятилетие сроки начала менструаций несколько сместились в сторону более старшего
возраста. У большинства девушек (35%) их начало отмечается не ранее
чем в 13 лет. Анализ степени полового созревания и соответствия его возрастным
нормам показал, что более чем у 30% девушек 13-14-летнего возраста, намечается несоответствие (снижение)
степени полового созревания возрасту (данные НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, 1996-1998
гг.);
В возрасте
15 лет распространенность гинекологических расстройств и болезней составляет 77,6 на
1000 обследованных соответствующего возраста, наиболее часто
встречаются нарушения менструального цикла (76,1 на 1000 обследованных
соответствующего возраста), и они занимают ведущее место (98%) в
структуре болезней женской половой сферы. В этом возрасте достаточно редко диагностируются
хронические болезни.
У 17-летних
девушек распространенность функциональных нарушений и хронических болезней
несколько возрастает (82,5 на 1000 обследованных). До 35% увеличивается частота
хронических болезней, а функциональные расстройства представлены более
тяжелыми, чем в младшем возрасте, формами.
Все это
свидетельствует о снижении уровня репродуктивного здоровья у
девушек подросткового возраста и предопределяет не только
уменьшение репродуктивного потенциала общества в ближайшие годы, но и
вероятное снижение качества здоровья будущих поколений, если
не повысить эффективность профилактической работы.
Физическое
развитие. Изучение основных показателей физического
развития у подростков за последнее десятилетие выявило определенные
тенденции изменения этого важнейшего параметра состояния здоровья индивидуума.
Средние
показатели массы тела у подростков за период с 1987 по 1997 г.
снизились как у юношей (на 2,0-2,7 кг), так и у девушек (на 2,5-3,5
кг). За этот же период значения длины тела (роста) также претерпели
определенные изменения. Они стали несколько ниже, чем у
подростков-сверстников в 1987 г. (на 1,5 см - у юношей и на 0,5 см - у
девушек). Окружность грудной клетки - третий важнейший
показатель физического развития. Он также уменьшился за десятилетний
период - у юношей на 8,5 см, у девушек на 4,5 см.
За последние
10 лет среди подростков обоего пола произошло значительное увеличение числа лиц
астенического (ослабленного) телосложения (среди юношей на 4-5%, среди
девушек на 20-22%) при значительном уменьшении числа юношей
гиперстенического телосложения (на 8%) и девушек нормостенического
телосложения (на 15%).
Таким
образом, в настоящее время можно констатировать формирование
устойчивых негативных тенденций динамики состояния здоровья
современных подростков-школьников. Растет заболеваемомость группы.
Учебные факторы, в частности значительные нагрузки, вносят
большой отрицательный вклад в формирование расстройств здоровья и развития у
подростков, что в значительной мере способствует развитию нарушений социальной
адаптации и интеграции на подростковом, молодежном и последующих
этапах развития.
|