ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (далее Рабочая программа) составлена для обучения учащихся по образовательной программе коррекционно-развивающей направленности на основе примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 8.1., программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.-М.: Гуманит., изд. центр ВЛАДОС,2000 IS BN 5-691-00583-9)
Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта 11 — 16 лет.
Цель физического воспитания в школе (для детей с ограниченными возможностями здоровья) заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Программа направлена на последовательное решение основных задач физического воспитания:
• укрепление здоровья и закаливание организма, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся, формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
• приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
• развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
• формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
• усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению воспитанников через занятия физической культурой;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности
- содействие военно-патриотической подготовке.
Задачи коррекционно-развивающие:
- коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- развитие и коррекция внимания и восприятия;
- формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы посредством создания доброжелательной атмосферы;
- развитие и коррекция общей и мелкой моторики.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.
Специфика деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры — чрезмерная двигательная реактивность, интенсивная эмоциональная напряженность, яркое проявление негативного отношения к занятиям и даже к окружающим детям и взрослым. Учитель свои требования должен сочетать с уважением личности ребенка, учетом уровня его физического развития и физической подготовки.
Учащиеся должны на уроке проявлять больше самостоятельности при постоянном контроле и помощи учителя. Определяя содержание занятий, следует исходить из конкретных задач обучения и особенностей контингента учащихся.
Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю.
При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т. д.)
В зависимости от условий работы учитель может подбирать упражнения, игры, которые помогли бы конкретному ребенку быстрее овладеть основными видами движений.
В старших классах на уроках физической культуры следует систематически воздействовать на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени при различной интенсивности движений).
Эффективное применение упражнений для развития двигательных качеств повышает плотность урока, усиливает его эмоциональную насыщенность.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков и включились в произвольную деятельность.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры — подвижные и спортивные.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5—10 классах определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся по специальной программе. Если учащиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под особым контролем учителя, с определенными ограничениями.
Следует обратить внимание на необходимость заключения врача о физической нагрузке и возможностях каждого учащегося.
Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и двигательной активностью учащихся.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Для реализации рабочей программы предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:
Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/[М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.]; под ред. М.Я. Виленского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. ред. В.И.Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №2252 от 17.08.2011г.) отводит на изучение физической культуры в 5-9 классах 2 часа в неделю.
Рабочая программа также рассчитана 350 часов, но в соответствии календарным учебным графиком на конкретный год обучения при составлении календарно-тематического планирования может быть изменено количество часов на изучение отдельных тем.
При составлении календарно-тематического плана на конкретный год обучения возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения календарного учебного графика, а также от уровня усвоения темы учащимися. Важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Формы организации учебного процесса
При организации учебного процесса обеспечивается последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; закрепление и обобщение материала проходит на каждом занятии.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Методы обучения:
- словесные,
- наглядные,
- практические.
Технологии:
|