Воскресенье, 19.05.2024, 07:38
Приветствую Вас Гость

Персональный сайт Александра Ткаченко

Главная » 2016 » Сентябрь » 4 » 1.8.Характеристика условий возможности применения опыта Данный опыт формировался и может быть применен на уроках физкультуры в 9-11 класс
08:55
1.8.Характеристика условий возможности применения опыта Данный опыт формировался и может быть применен на уроках физкультуры в 9-11 класс

Тема опыта: «Зимний полиатлон как средство формирования системы физических качеств и прикладных навыков учащихся 9-11 классов»

 

 

Автор опыта: Ткаченко Александр Васильевич, учитель физической культуры  муниципального общеобразовательного учреждения средней школы  № 4 г. Алексеевки Белгородской области

 

Раздел I. Информация об опыте

 

  1. Условия возникновения и становления опыта

 

Опыт формировался и апробировался на базе МОУ СОШ №4 г. Алексеевки  Белгородской области.

В течение ряда лет автор опыта занимался с учащимися школы зимним полиатлоном для подготовки к выступлениям в ежегодной городской спартакиаде  школьников. В рамках проводившейся работы по подготовке команды к соревнованиям по зимнему полиатлону - проведения контрольных срезов в начале и конце учебного года, анализа выступлений на городских соревнованиях по данному виду спорта, общению с учителями и тренерами из других городов и изучения соответствующей литературы - автор пришел к выводу о недостаточном развитии у учащихся 9-11 классов системы физических качеств и прикладных навыков физического уровня.

Выяснилось также, что результаты учащихся, показываемые в течение ряда лет на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности в отдельных видах спорта и, в частности, в соревнованиях по зимнему полиатлону, во многом зависят от позиции самого учащегося: насколько он настроен на серьезную работу, какова мотивация к занятиям данным видом спорта. Выступление по отдельным видам многоборья часто сводятся к бездумному, механическому их выполнению без анализа условий, при которых их можно выполнить гораздо лучше. Все это, очевидно, влияет на заключительный результат.

Подтверждением этого предположения явились результаты мониторинга по определению физических качеств и навыков учащихся для занятий по зимнему многоборью. Исследованиям подверглись 15 учащихся 9х класссов. Мониторинг показал, что у 87% из них выявлена слабая физическая подготовленность. В частности, слабая выносливость наблюдалась у 36% детей, слабый набор скорости – у 38% учащихся, неудовлетворительные результаты показателей скорости и выносливости – у 13% учащихся.

Учителя и участники спартакиады среди молодежи допризывного возраста считают необходимым наличие спортивной части на основе многоборий в  ГТО с использованием таблиц очков для оценки результатов, как в личном, так и в командном зачетах. В зимнем этапе участники выполняют пулевую стрельбу, подтягивание на высокой перекладине и лыжные гонки на 5 км. Все приводимые виды входят в число тестовых испытаний в 5-й ступени  ГТО в возрастной группе 16-17 лет.

Несомненно, важной задачей в этой связи представляется постановка акцента в подготовке школьников к соревнованиям по зимнему полиатлону, а также к сдаче ими зимних видов комплекса ГТО.

Этим и объясняется выбор темы опыта: «Зимний полиатлон как средство формирования системы физических качеств и прикладных навыков учащихся 9-11 классов».

 

  1. Актуальность педагогического опыта

 

В настоящее время мировой спорт вступил в период более интенсивного развития, сопровождающегося неизбежным ростом результатов и обострением конкуренции на международной арене. Современный уровень спортивных достижений, увеличение плотности результатов на соревнованиях самого высокого ранга при чрезвычайно высоких тренировочных нагрузках, порой достигающих предельных возможностей организма, выдвигает в число главных условий дальнейшее совершенствование подготовки спортсменов на основе  данных и научных исследований.

Актуальность  опыта заключается в том, что зимний полиатлон является составной частью комплекса ГТО, её системообразующим элементом, который является основой государственной системы физического воспитания, направленной на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей населения и прикладных навыков, способствующих систематическим занятиям.

Вопросы, связанные с совершенствованием методики подготовки спортсменов в зимнем полиатлоне, приобретают особое значение, поскольку сложность построения тренировочного процесса заключается в различии физиологических характеристик видов, включённых в его содержание, где результат определяется суммой очков, набранных спортсменами в видах, составляющих полиатлон. Однако, имеющиеся в литературе сведения об особенностях физической подготовленности и улучшении спортивного мастерства полиатлонистов при формировании комплекса приспособительных реакций, обеспечивающих адаптацию систем организма применительно к данному виду, весьма ограничены.

Современный опыт применения спортивных многоборий среди молодежи допризывного возраста показал высокую эффективность проведения таких соревнований и необходимость привлечения большего количества данной категории населения к активным занятиям спортивными многоборьями и повышению их физических качеств и навыков.

Система уроков физкультуры, занятий в секциях, соревнований не позволяет определить оптимальное соотношение объёмов и видов  занятий в зимнем полиатлоне. Это затрудняет создание целостного представления о системе подготовки учеников в данном виде спорта. Анализ психолого-педагогической и спортивной литературы, изучение актуального опыта коллег, собственная педагогическая деятельность позволили нам выявить противоречие между необходимостью формирования системы физических качеств и прикладных навыков учащихся, особенно старшеклассников,  и недостаточным использованием на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности такого вида спорта, как зимний полиатлон.

Важным средством в разрешении выявленного противоречия, на наш взгляд, являются оптимальное планирование уроков с использованием разнообразных средств и методов, секционные занятия и организация внеурочной соревновательной деятельности, систематические занятия такими видами спорта, как бег на лыжах, отжимание от пола, подтягивание на высокой перекладине, стрельба, что способствует повышению средств формирования системы физических качеств и прикладных навыков учащихся.

 

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что планировние и использование разработанной методики подготовки школьников в зимнем полиатлоне с учетом увеличения на уроках и во внеурочной деятельности удельного веса видов спорта, входящих в зимний полиатлон, способствует целенаправленному улучшению средств формирования системы физических качеств и прикладных навыков.

 

1.4.Длительность работы над опытом

 

Работа по данной теме осуществлялась в течение 3 лет (сентябрь 2013 - февраль 2016 гг.), она была разделена на 5 этапов.

I этап: сентябрь – октябрь 2013 г. – диагностический.  Данный этап предполагал обнаружение проблемы, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, подбор диагностического материала, выявление противоречия.

II этап: ноябрь 2013 г. – организационно-прогностический.  На этом этапе были определены цели и задачи, спрогнозированы результаты, осуществлен выбор конкретных методов работы над выявленной проблемой.

III этап: декабрь 2013 – март 2016 г.г. – формирующий. В течение обозначенного периода проводилась работа на уроках физической культуры, секциях, в рамках внеурочной деятельности, которая способствовала повышению уровня физического развития и становлению личности учащихся 9-11 классов в процессе занятий зимним полиатлоном.

IV этап: апрель – май 2016 г. – коррекционно-регулирующий. На этом этапе осуществлялись итоговая диагностика, коррекция и регулирование процесса становления уровня физической подготовки и формирования прикладных навыков учащихся в процессе занятий зимним полиатлоном.

V этап: июнь 2016 г. – август 2016 г. – обобщающий. Этап предполагал обработку полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями, их анализ, оформление и описание результатов, популяризацию опыта.

 

1.5.Диапазон опыта

 

Данный опыт формировался на уроках физической культуры, секциях, во внеурочной деятельности, и может быть применен учителями физической культуры на уроках и в кружках дополнительного образования в 9-11 классах при подготовке учащихся к сдаче норм ГТО, к соревнованиям по зимнему многоборью. Он может быть использован также тренерами, развивающими такие  виды спорта, как стрельба, биатлон, лыжный спорт, гимнастика.

 

 

1.6. Теоретическая база опыта

 

Зимний полиатлон – это комплексное спортивное многоборье, целью которого является развитие у занимающихся основных функциональных систем физических качеств и прикладных навыков (навыков, которые возможно использовать в жизни). Полиатлон закладывает основы физической подготовки для любого вида спорта и доступен для всех возрастов, начиная с 8 лет. В него включены упражнения из разных видов спорта: легкой атлетики, плавания, гимнастики, пулевой стрельбы, лыжного спорта и других видов. Развитие качеств – выносливость, скорость, силовые качества, а также навыки стрельбы делают зимнее многоборье видом спорта, готовящим молодых людей стать защитниками Отечества.

Отличительными особенностями зимнего полиатлона являются доступность, оздоровительная направленность и возможность заниматься этим видом спорта лицам различного возраста и интересов. [Ихсанов, И.С Тактическая подготовка спортсмена в зимнем полиатлоне / И.С. Ихсанов «Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением». Международная научно-практическая конференция. - Ижевск.: Изд-во УГУ, 1999.-С.317-319].

Анализ литературных источников, а также результаты анкетирования учителей физкультуры, тренеров и спортсменов - школьников, выступающих на чемпионате России и на этапе Кубка России по зимнему полиатлону, свидетельствуют о том, что до настоящего времени отсутствует научно обоснованная система их подготовки. Научная и методическая база организации уроков физической культуры с учётом подготовки в зимнем полиатлоне недостаточна, а научно-методические публикации, за редким исключением, фрагментарны и носят субъективный характер. [Чубуков, A.C. Анализ тренировочной и соревновательной деятельности ветеранов в зимнем полиатлоне / A.C. Чубуков, М.А. Причалов, И. С. Ихсанов П Современные проблемы физической культуры и спорта молодежи в вузах России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 8-9 февраля 2005 г. - Тамбов, 2005. - С. 71-76].

Как правило, структура соревновательного периода школьников по зимнему полиатлону состоит из 2 этапов по 2 цикла в каждом. При этом его содержание предусматривает общий объем нагрузки в соревновательном периоде в лыжных гонках; в стрельбе из пневматической винтовки, в силовой гимнастике. [Бурякин, Ф.Г. Динамика спортивных результатов школьников, занимающихся зимним полиатлоном / Ф.Г. Бурякин Ф.Г., И.С. Ихсанов // Вестник спортивной науки. - 2008. - №1. - С. 55-59]

Объектом исследования в рамках представляемого опыта является формирование системы физических качеств и прикладных навыков учащихся 9-11 классов в зимнем полиатлоне.

Предмет исследования – зимний полиатлон как средство формирование системы физических качеств и прикладных навыков учащихся 9-11 классов.

Методы исследования использованные: анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, изучение и методы регистрации показателей физического развития и физической подготовленности учеников, педагогический эксперимент.

 

1.7.Новизна опыта

 

Новизна опыта заключается в том, что:

- в рабочую программу по физической культуре на уровне среднего общего образования включены уроки, направленные на обучение школьников теоретическим знаниям и практическим навыкам по лыжной и стрелковой подготовке, гимнастике;

- разработаны (с учетом физиологических возрастных особенностей развития школьника) структура, нагрузка и содержание подготовки учащихся к зимнему полиатлону.

 

 

Просмотров: 109 | Добавил: barentsevo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Александр Ткаченко
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0